Как дети переживают горе и потерю через игру. Часть 2

РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В УСТАНОВЛЕНИИ ПРАВИЛ ИГРЫ.

Эрика Кристакис, бывший преподаватель Йельского детского учебного центра и автор книги «Важность быть маленьким: что действительно нужно маленьким детям от взрослых», говорит, что игровой порыв эволюционно запрограммирован в людях и «не может быть замкнут». Тем не менее, по её словам, взрослые играют ключевую роль в создании основы для того, что психологи называют «продуктивной игрой», которая помогает детям переживать их жизненный опыт и приобрести эмоциональные и когнитивные навыки, в то же время наблюдая признаки непродуктивной игры, которые развивают и усиливают чувства горя.

The P.A.C.E. подход: данная аббревиатура P.A.C.E., которая обозначает игривость, признание, любопытство и сопереживание – есть руководство для помощи взрослым в общении с маленькими детьми», - говорит Э. Кристакис. Дети испытывают некоторое напряжение внутри себя: хотят чувствовать себя сильными и независимыми, испытывать защищённость и быть в заботе, это взрослые должны отчётливо понимать. Учитывая это, взрослым следует дать возможность детям выбора: спрашивать их какую песню выбрать для исполнения, что взять на закуску или во что они хотят играть.

В общем, взрослым не следует быть слишком озабоченными о том, что дети пойдут по тем дорогам, на которые они не готовы ориентироваться: тот самый инстинкт исследования предмета или явления в игре возможно и значит, что ребёнок готов и нуждается в этом. «Дети действительно получают то, что им нужно, благодаря инструментам, которые у них есть», - говорит Кристакис. Так же добавляет: «Дети могут вытерпеть многое, когда они знают, что их чувства не жуткие и неошибочные».

Не стыдитесь: иногда у взрослых может возникнуть неприятное ощущение из-за детской игры, что является нормой, если взрослые не говорят, что игра их детей является постыдной и неправильной. Каждая игра является личной: Карлссон-Пейдж говорит, что в ней находится «весь ребёнок»: эмоции, мысли, физическое существование и социальное «Я». Таким образом, дети склонны интерпретировать критику к своей игре как критику к самому себе. 

«Самое разумное и полезное, что мы можем сделать для детей - это примкнуть к ним в их чувствах», – говорит Кристакис. Она призывает всех родителей говорить, что «ты не можешь сказать мне ничего такого, что было бы слишком странным, слишком досадным».

Создайте условия для творческого исследования: эксперты рекомендуют предоставить детям «универсальные» игрушки, такие как кубики, деревянные игрушки, с помощью которых дети могут сами спроектировать то, что им нужно, что у них на уме. Когда у детей уже есть какая-либо игрушка, которая имеет какой-то образ, то они как правило разыгрывают определённую сюжетную линию, но когда игрушка безликая, то это побуждает взаимодействие со своими мыслями и эмоциями, и это отражается на воображении ребёнка и его игры. Именно такие сценарии благотворно влияют на продуктивную игру.

Следите за непродуктивной игрой: причиной для беспокойства в редких случаях может стать игра или её отсутствие. В общем говоря, взрослым не стоит вмешиваться в игру детей. Однако, «если данная игра вызывает у ребёнка чувство беспокойства, когда она слишком буквальна или, когда она навязчива и всё время повторяется, то это признак того, что игра не служит своей цели», - говорит нью-йоркский психолог Аронсон. В таких ситуациях взрослые могут осторожно внедрять новые элементы или повести игру в новом направлении, как это делала учительница в Оклахоме.

«Я всегда ищу какие-то изменения в игре», - говорит Карлссон-Пейдж. Если это изменение не происходит - если один и тот же тревожный результат повторяется много раз, и каждый раз с одним и тем же результатом - вмешательство или психологическое уход могут быть уместны.

Однако, что может больше всего беспокоит, так это отсутствие игры. Когда Карлссон-Пейдж проводила время в Сальвадоре в начале 1990-х годов, во время гражданской войны в стране, дети, с которыми она там встречалась, были настолько травмированы, что вообще не играли. Когда она вернулась в следующем году, после окончания войны, игра вернулась.

«Дети должны иметь определённое чувство безопасности, чтобы они могли погрузиться в свой воображаемый мир», - утверждает она. Взрослые могут и должны им это обеспечить, стараясь найти правильный баланс между свободой действий и необходимостью вмешательства.

 

04.07.2020